Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Вы можете написать письмо через форму обратной связи

Версия для слабовидящих

Экспертная служба Пермского края, как составная часть сначала Союзной, а затем Российской, прошла долгий путь становления от разрозненных врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) до современной модели федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Впервые понятия «инвалид», «медико-социальная экспертиза» и «реабилитация инвалидов» даны в Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот документ обозначил новые принципы и пути решения проблем инвалидности с учетом международных подходов, стратегию в сфере социальной защиты данной категории населения, провозгласив реабилитацию как основное направление социальной политики в отношении инвалидов. Закон также определил создание государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, были сформированы соответствующие структуры при министерствах и ведомствах, запущены новые механизмы установления инвалидности и реабилитации. В соответствии с этим законом в 1996г. врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) были реорганизованы в государственные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ), одной из основных задач которых, наряду с установлением факта инвалидности, была определена разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов и оценка их эффективности. Изменилась методология медико-социальной экспертизы (МСЭ), ведущим направлением деятельности становится экспертно-реабилитационная диагностика, которая должна ответить на следующие вопросы:

  • имеются ли у больного ограничения жизнедеятельности, вызванные стойким расстройством функций организма, и какова степень их выраженности;
  • какие элементы жизнедеятельности сохранены и в какой степени;
  • каков реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз у данного лица и каковы возможности его реабилитации;
  • есть ли у больного такие нарушения функций и ограничения жизнедеятельности, которые могут быть ликвидированы полностью или частично;
  • какие нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть замещены или компенсированы, какими мерами это должно быть обеспечено;
  • нуждается ли больной в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Как известно, в 2008 году Россия подписала, а в мае 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Это свидетельствует о том, что положения Конвенции, нацеленные на создание необходимых правовых, финансово-экономических и административно-организационных условий обеспечения инвалидам равных возможностей во всех сферах общественной жизни, обязательны для исполнения всеми учреждениями и ведомствами. В связи с этим 1 декабря 2014 года президент России В.В. Путин подписал федеральный закон №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», который на системной основе вносит изменения в различные подзаконные акты и законы, связанные с вопросами социальной защиты инвалидов. Впервые в законе звучит термин «абилитация» - это формирование отсутствующих способностей. Реабилитация – это восстановление нарушенных функций организма. В 2015 году Минтрудом России проведена масштабная работа по реализации положений 419-ФЗ, установившего правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды. Принято 36 нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены отраслевые «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов. Подготовлены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг. Организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Работа проведена при активном участии общественных организаций инвалидов.

В рамках реализации государственной программы «Доступная среда», направленной на создание безбарьерной среды для инвалидов, проведена модернизация системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Приказом Минтруда России от 11.10.2012 №310н утвержден Порядок организации и деятельности учреждений МСЭ, разработаны новые нормативно-правовые акты: Административный регламент (от 29.01.2014 № 59н), Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (от 17.12.2015 г. N 1024н), Классификация ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (от 24.05.2013 № 214н), Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (от 24.05.2013 № 215н), Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР (от 09.12.2014 № 998н), внедрены электронная система учета оказания государственной услуги по МСЭ и форм отчетности (ЕАВИИАС – единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система), совершенствуется межведомственное взаимодействие с использованием электронного портала Государственных услуг. Разработаны и внедрены новые формы акта и протокола медико-социальной экспертизы гражданина, а также новые формы индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (от 31.07.2015 N 528н). 12 августа 2017 года вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июня 2017 г. N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", который отменил ранее действовавший приказ Минтруда России от 31 июля 2015 года № 528н с аналогичным названием.

Приоритетные направления деятельности ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России определены с учетом Концепции совершенствования  государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Целями Концепции являются повышение качества, объективности, доступности и эффективности медико-социальных и экспертных услуг, приведение принципов и механизмов их осуществления в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и других нормативно-правовых документов.

В связи с этим основные направления работы службы МСЭ в крае предусматривают реализацию следующих задач:

  • повышение качества экспертно - реабилитационной деятельности при освидетельствовании граждан;
  • обеспечение доступной информационной и физической среды учреждений МСЭ при освидетельствовании граждан;
  • укрепление материально-технической базы учреждения для создания оптимальных условий работы персонала и оказания услуг гражданам, нуждающимся в проведении медико-социальной экспертизы;
  • повышение квалификации и обучение специалистов службы МСЭ;
  • совершенствование организации межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) и созданию условий для формирования системы комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов), включая программу ранней помощи.

Структура государственной службы медико-социальной экспертизы в Пермском крае, реорганизованной в 1996 – 1997 гг. из врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), окончательно сложилась в 2004 году, путем объединения муниципальных городских и межрайонных бюро в единую систему Главного бюро медико-социальной экспертизы (ГБ МСЭ). В 2005 г. был изменен уровень подчиненности службы с регионального на федеральный. В настоящее время учреждение носит название федеральное казенное учреждение «Главное бюро по Пермскому краю» и находится в подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации. В крае функционируют 5 экспертных составов Главного бюро, которые координируют деятельность 32 бюро медико-социальной экспертизы,   из них 22 бюро смешанного и 10 специализированного профиля (2 – для освидетельствования лиц с психическими расстройствами, 2 – для освидетельствования лиц с заболеваниями и дефектами органов зрения, 2 – для освидетельствования больных туберкулезом, 4 - для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет). Существовавшие ранее специализированные бюро - травматологическое, кардиологическое, онкологическое – были преобразованы в бюро смешанного профиля. 

 

 

 

 

Характеристика инвалидности населения в Пермском крае

Мавликаева Ю.А.,

Начальник организационно-методического отдела ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России

Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которого не может ни одна страна мира, независимо от уровня ее экономического развития. Тяжелые и стойкие нарушения здоровья могут коснуться любого человека. По данным первого официального глобального доклада Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, количество людей с ограниченными возможностями в мире растет и ныне составляет 1 млрд человек - 15% населения Земли против 10% в 1970-х годах. В России насчитывается 12,8 миллиона инвалидов, это чуть менее 9 процентов от численности населения. За рубежом эта цифра также колеблется в районе 10 процентов населения, хотя в некоторых странах инвалидность имеют 20-25%. Показатели зависят, в том числе, и от того, какие именно заболевания та или иная страна относит к инвалидизирующим.

Инвалиды первой, самой тяжелой, группы в России составляют 12,8 процента от общей численности инвалидов, это около 1,66 миллиона человек. Вторая группа инвалидности самая многочисленная - 50 процентов, или около 6,4 миллиона человек. Третья группа инвалидности – 32,8 процента или 4,2 миллиона. Численность детей-инвалидов составляет 4,4% от общего числа инвалидов, это 0,58 миллиона. Около 70 процентов граждан с инвалидностью, это россияне пенсионного возраста. По экспертным оценкам, в России порядка 190 тысяч инвалидов по слуху, примерно 320 тысяч колясочников, около 240 тысяч людей с нарушениями зрения (http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/250).

При анализе инвалидности населения в РФ чаще всего используются понятия: общая инвалидность, характеризующая контингент инвалидов, состоящих на учете в территориальных отделениях Пенсионного фонда России, независимо от времени признания их инвалидами; первичная инвалидность, при которой гражданину впервые устанавливается инвалидность в отчетном году; повторная инвалидность, которая характеризует число лиц, признанных инвалидами при переосвидетельствовании (повторном освидетельствовании) в бюро МСЭ в отчетном году. Показатели первичной и повторной инвалидности рассчитываются на 10 тысяч соответствующего населения (взрослого, трудоспособного, детского).

Инвалидность населения, наряду с заболеваемостью и смертностью, является информативным показателем состояния здоровья населения, аккумулирующим влияние социально-экономических факторов, уровень медицинского обслуживания и отражающим качество системы жизнеобеспечения. В настоящее время в регионах РФ отмечаются свои особенности состояния и динамики инвалидности, возможности ее предупреждения и реабилитации инвалидов, что определяется спецификой их медико-демографического и социально-экономического развития. В связи с этим изучение медико-социальных аспектов инвалидности населения, разработка основных направлений по ее предупреждению и совершенствованию комплексной реабилитации инвалидов в условиях конкретной территории является весьма актуальным.

Пермский край, образованный 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО). Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Немаловажный объективный фактор расселения и размещения производственных мощностей – наличие природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых. Особое значение для пространственного развития имеет система рек, главной из которых является Кама. Регион включает 47 административных образований - 41 муниципальный район и 6 городских округов.

Численность населения края на 01.01.2016 г. составила 2 634 409 человек, в том числе 570 077 детей. В возрастной структуре населения на долю лиц трудоспособного возраста приходится 54,4% (2015- 55,4%), удельный вес детей и подростков составляет 21,6% (2015 - 21,3%), а лиц пенсионного возраста – 23,9%  (2015 – 23,5%). Продолжается снижение численности лиц трудоспособного возраста, рост численности лиц старших возрастных групп и детского населения в общей численности населения. В населении края большинство составляют женщины, на их долю приходится 54%. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается после 18 лет и с возрастом увеличивается.

В регионе отмечается положительная динамика демографических показателей. Начиная с 2012 г. наблюдается естественный прирост населения, который в 2016 г. составил +0,4. В 2016 г. уровень рождаемости в крае составил 14,2 на 1000 населения, что превышает значения показателей предыдущих лет. Общий коэффициент смертности в крае в 2016 г. равнялся 13,8 на 1000 населения. В структуре смертности населения по причинам на первом месте традиционно находятся болезни системы кровообращения (50,1%), на втором – новообразования (14,2%), на третьем – травмы, отравления и другие внешние причины (10,7%).

Важное место в оценке здоровья принадлежит инвалидности. Инвалидность населения приводит к значительным потерям трудового потенциала и наносит значительный социально-экономический ущерб. С учетом величины валового регионального продукта экономический ущерб по всем случаям инвалидности составляет 15,2 млрд. рублей в год. В структуре общей инвалидности населения преобладают лица пенсионного возраста - 62,7 %, трудоспособного возраста составляют - 32,5 %, дети - 4,8 %.

С использованием кластерного анализа проведена классификация территорий края по уровню потерь здоровья (Мавликаева Ю.А., 2012). На основании сопоставления показателей общей заболеваемости, общей инвалидности и смертности взрослого населения рассчитаны их соотношения, характеризующие: 1) риск инвалидности на 100 больных; 2) риск смерти на 100 инвалидов. Выделены благополучные и рисковые территории, куда необходимо направлять основные усилия - управленческие, финансовые, кадровые.

Все административные образования края разделены на 3 группы. В первую группу вошли 7 из 47 территорий. К ним отнесены г.Кизел, г.Краснокамск, г.Кунгур, Куединский, Ординский, Суксунский районы и г. Кудымкар (КПАО). Здесь наблюдается высокая инвалидизация больных и низкая смертность среди инвалидов. Выявлена достоверная сильная прямая связь между инвалидностью и ресурсными показателями медицинской помощи – обеспеченностью врачами и средними медработниками. Характерен высокий уровень доступности медицинской помощи и низкие показатели ее качества. Сложившаяся здесь ситуация может быть оценена как «экстенсивная», что требует совершенствования лечебной и экспертной деятельности в учреждениях здравоохранения и медико-социальной экспертизы.

Во вторую группу включены 32 территории. Среди административных образований данной группы города - Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, районы – Березовский, Добрянский, Карагайский, Нытвенский, Очерский и другие. Это наиболее благоприятные территории, где отмечается наименьший риск инвалидизации заболевших и смертности инвалидов.

Третью группу образовали 8 территорий, которые относятся к депрессивным, наиболее проблемным по социально-экономическому развитию. В эту группу вошли г. Губаха, Горнозаводский, Усольский, Чердынский районы, а также Кудымкарский, Гайнский, Кочевский и Юрлинский районы Коми-Пермяцкого автономного округа. Здесь наблюдается высокая смертность и низкая инвалидность. Это территории риска в отношении потерь здоровья и требуют решения всего комплекса вопросов – экономических, медико-социальных, финансовых, кадровых.

Проведенный расчет потерь трудового потенциала показал, что экономический ущерб от инвалидности и смертности практически одинаков и составляет более 15 млрд. рублей в год по каждой из причин. У мужчин потери выше, чем у женщин во всех возрастных группах. Максимальные различия - в молодых возрастах. Структура причин потерь от инвалидности и смертности существенно различается. В смертности наибольший объем приходится на травмы и отравления (более 30 лет трудовой деятельности на 1000 населения), болезни системы кровообращения (16 лет трудовой деятельности), а также новообразования, болезни органов пищеварения, дыхания и инфекционные болезни. Потери от инвалидности обусловлены болезнями нервной системы (почти 18 лет трудовой деятельности на 1000 населения), системы кровообращения (16,2), последствиями травм (13,8), болезнями костно-мышечной системы (12,5), туберкулезом (10,8), психическими расстройствами (7,6). Таким образом, в потерях от инвалидности определяющую роль играют не травмы, как в смертности, а болезни нервной системы (Мавликаева Ю.А., 2012).

Анализ инвалидности населения Пермского края за 10 лет (2007-2016 гг.) по данным обращаемости в ГБ МСЭ по Пермскому краю позволил выявить следующие тенденции и закономерности.

На территории региона отмечается выраженная тенденция к снижению уровня первичной инвалидности взрослого населения (R²=0,9489). За последние десять лет показатель снизился более, чем в 2 раза, ежегодный темп убыли составил почти 10,6%. Аналогичная ситуация характерна и в целом для Российской Федерации (0,9525). При этом показатель в Пермском крае превышает среднероссийский (рис.1). Среди субъектов ПФО в 2015 г., как и в предыдущем году, Пермский край находится на 8-м месте по уровню первичной инвалидности.

 

Рис.1. Динамика первичной инвалидности взрослого населения Пермского края и РФ за 2007-2016 гг. (на 10 тыс. чел.)

 

В формирование первичной инвалидности взрослого населения региона значительный вклад вносит население старших возрастных групп. Так, частота инвалидизации лиц старше трудового возраста в 2016 г. составила 105,8 (2015 г.  - 118,8) на 10 тыс., что в 3 раза превышает таковой показатель для лиц трудоспособного возраста. При этом уровень первичной инвалидности населения пенсионного возраста в регионе выше среднероссийских значений. Динамика показателя в трудоспособном возрасте достаточно стабильна как в крае, так и в РФ в целом. С 2010 г. наблюдается снижение показателя, в 2016 г. он составил 34,5 на 10 тыс., это наименьшее значение на протяжении последних десяти лет.

Среди впервые признанных инвалидами (ВПИ) в 2016 г. на долю лиц пенсионного возраста приходится 57,4%, трудоспособного возраста – 42,5%. Женщины составляют 46,2%, а мужчины – 53,6%. Причем в трудоспособном возрасте в 2 раза больше мужчин, а в возрасте старше трудоспособного преобладают женщины (56,6%). Инвалидность чаще определяется у городских жителей, чем у сельских (74,7% и 25,3%, соответственно).

Первая группа инвалидности в 2016 г. была установлена в отношении 24,3%. Вторая группа определена у 36,6%, третья – 39,1% лиц, впервые признанных инвалидами.

Распределение по группам инвалидности у лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами 2016 г. было следующим: 1 группа – 16,9%, 2 группа – 39,8%, 3 группа – 43,3%. Структура по тяжести у ВПИ пенсионного возраста свидетельствует, что 1 группа определена в отношении 29,7%, 2 группа – 34,3%, 3 группа – 36,0%.

В структуре первичной инвалидности взрослого населения в крае на первое место впервые вышли злокачественные новообразования (32,9%), на втором месте находятся болезни системы кровообращения (28,7%), на которые в сумме приходится 2/3 всех случаев инвалидизации (61,6%). На третьем месте  - психические расстройства (5,2%). Далее следуют болезни нервной системы (4,7%), заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,5%).

В структуре причин инвалидизации лиц трудоспособного возраста на первом месте, как и в предыдущем году, находятся новообразования (28,5%), на долю болезней системы кровообращения приходится 21,3% (второе место). Третье место занял туберкулез (7,7%). Далее следуют болезни нервной системы (6,8%), травмы и болезни костно-мышечной системы (6,1% и 5,7%, соответственно).

        

Среди детского населения уровень первичной инвалидности в 2016 г. составил 17,0 на 10 тыс. детского населения (2015 – 16,8). Частота инвалидизации детей в Пермском крае стабильно ниже, чем в целом в Российской Федерации (рис.2).

Рис. 2. Динамика первичной инвалидности детского населения в Пермском крае и РФ за 2007-2016 гг. (на 10 тыс. детского населения)

 

Социально-демографическая характеристика детей-инвалидов показывает, что среди них мальчиков больше, чем девочек, а численность детей, проживающих в городской местности, в 2,5 раза превышает таковых жителей сельских территорий края. По возрастному составу среди впервые признанных инвалидами самой многочисленной является группа детей в возрасте от рождения до 3 лет (46,8%).

Основными причинами инвалидности детей являются 3 класса болезней: психические расстройства, врожденные аномалии, болезни нервной системы развития, на них в сумме приходится примерно ⅔ от общего числа случаев инвалидности.

Начиная с 2012 г. на первое место как в структуре первичной, так и повторной инвалидности вышли психические расстройства, удельный вес которых в 2016 г. составил почти 24%. В данной группе умственная отсталость составляет 80,6%. На втором месте находятся врожденные аномалии развития (20,0%), из них 13,9% приходится на пороки центральной нервной системы и органов чувств, 19,1% - на аномалии системы кровообращения, 22,6% - хромосомные нарушения. Третье место занимают болезни нервной системы – 15,7%, преобладающей патологией в этой группе заболеваний является детский церебральный паралич (51,60%). На четвертом месте находятся болезни эндокринной системы (13,5%), на пятом месте - новообразования (7,6%).

Таким образом, определены основные закономерности распространенности, причины инвалидности населения и масштабы потерь трудового потенциала в регионе. Полученные данные являются информационной базой и имеют практическое значение для планирования комплекса мер по снижению и предупреждению инвалидизации населения региона.

 

 

 

Календарь событий

12 августа 2018 года

На территории лыжной базы «Южный» (г. Пермь, ул. Казахская, 71) состоится первый инклюзивный трейл-забег «Дух леса», посвященный Всероссийскому дню физкультурника. Старт в 12 часов. Регистрация участников с 10.00до 11.30. Трейл- бег (бег по пересеченной местности) – современная форма активного отдыха, доступная людям разной физической подготовленности, включая лиц с ограниченным возможностями здоровья и инвалидов. Все участники забега получат памятные медали. Подробнее в пресс-релизе организаторов забега «Дух леса» КГАОУДО «Пермский региональный спортивно-тренировочный центр адаптивного спорта ЗДЕСЬ.

14 сентября 2018 года

На базе Федерального научного центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта (г. Санкт-Петербург) состоится научно-практическая конференция «Комплексная реабилитация инвалидов: межведомственное взаимодействие».  В ходе конференции предполагается рассмотреть организационно-правовые аспекты разработки индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в современных условиях, проблемы и пути решения вопросов межведомственного взаимодействия учреждений при реализации мероприятий индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида. Подробнее здесь.

12-13 сентября 2018 года

Состоится II Национальный конгресс «Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации», организаторами  которого являются Минтруд России и  Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта (г. Санкт-Петербург). Для участия в работе Конгресса приглашаются руководители и специалисты органов и учреждений государственной власти в сфере охраны здоровья и социальной защиты населения, руководители и специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, врачи, специалисты по реабилитации, психологи, научные работники, руководители и специалисты реабилитационных организаций, руководители и специалисты организаций реабилитационной индустрии, представители общественных и профессиональных сообществ. В научной программе – теоретические и практические вопросы развития реабилитации и абилитации, в том числе ранней помощи. Подробнее здесь.

Публикации

Сайт Администрации Чайковского МР, 30 марта 2018

«Информация об изменении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», подробнее

«Дополнен бесплатный список технических средств реабилитации для людей с одновременным нарушением зрения и слуха», далее по ссылке

«Информация об изменении порядка направления средств материнского (семейного) капитала на нужды ребенка-инвалида»,  далее по ссылке

Пермская городская газета «Пятница», интернет-издание, 30 марта 2018

«Дополнен бесплатный список технических средств реабилитации для людей с одновременным нарушением зрения и слуха», подробнее

Пермская городская газета «Пятница», в группе «В Контакте», подробнее

Новости

10 сентября 2018 года

Время получать качественное профессиональное образование!

ФКПОУ  «Кунгурский техникум – интернат» Минтруда России

                  объявляет о дополнительном  приеме абитуриентов

              на 2018-2019 учебный год

 

Подробнее...

4 сентября 2018 года

Главное бюро МСЭ по Пермскому краю информирует:

Вступил в действие Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.07.2018 № 443н «Об утверждении Порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования». С полным текстом можно ознакомиться на нашем сайте в разделе «Нормативно-правовые акты Министерства труда и социального развития».

Подробнее...