Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Вы можете написать письмо через форму обратной связи

Версия для слабовидящих

Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оказывает гражданам государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы на территории Пермского края.

Структура государственной службы медико-социальной экспертизы в Пермском крае, реорганизованной в 1996 – 1997 гг. из врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК), окончательно сложилась в 2004 году, путем объединения муниципальных городских и межрайонных бюро в единую систему Главного бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 1646-р создано подведомственное Росздраву Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» (ФГУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю»).

В 2005 г. был изменен уровень подчиненности службы с регионального на федеральный (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 805), а в 2008 году она передана в ведение Федерального медико-биологического агентства Минздравсоцразвития России (Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 639 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 98-р).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010 № 2194-р создано Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» (далее – Учреждение) путем изменения типа существовавшего Учреждения.

В настоящее время учреждение с 2012 года находится в подчинении Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации и носит полное название Федеральное Казенное Учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Сокращенное название учреждения: ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России. Адрес: 614010, г. Пермь, проспект Комсомольский, 77.

В учреждении функционируют 32 бюро медико-социальной экспертизы,   из них 22 бюро смешанного и 10 специализированного профиля (2 – для освидетельствования лиц с психическими расстройствами, 2 – для освидетельствования лиц с заболеваниями и дефектами органов зрения, 2 – для освидетельствования больных туберкулезом, 4 - для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет). Существовавшие ранее специализированные бюро - травматологическое, кардиологическое, онкологическое – были преобразованы в бюро смешанного профиля. Координируют работу бюро МСЭ 5 экспертных составов Главного бюро.

Экспертная служба Пермского края, как составная часть сначала Союзной, а затем Российской, прошла долгий путь становления от разрозненных врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) до современной модели федерального учреждения медико-социальной экспертизы.

Впервые понятия «инвалид», «медико-социальная экспертиза» и «реабилитация инвалидов» даны в Федеральном законе № 181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот документ обозначил новые принципы и пути решения проблем инвалидности с учетом международных подходов, стратегию в сфере социальной защиты данной категории населения, провозгласив реабилитацию как основное направление социальной политики в отношении инвалидов. Закон также определил создание государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов, были сформированы соответствующие структуры при министерствах и ведомствах, запущены новые механизмы установления инвалидности и реабилитации. В соответствии с этим законом в 1996г. врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК) были реорганизованы в государственные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В 2008 году Россия подписала, а в мае 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Это свидетельствует о том, что положения Конвенции, нацеленные на создание необходимых правовых, финансово-экономических и административно-организационных условий обеспечения инвалидам равных возможностей во всех сферах общественной жизни, обязательны для исполнения всеми учреждениями и ведомствами.

Федеральным законом №419-ФЗ были внесены изменения в 25 законодательных актов Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. Эти федеральные законы регулируют оказание инвалидам услуг в сферах транспорта, культуры, информации, здравоохранения, медико-социальной экспертизы, связи, жилищно-коммунального хозяйства. Определены порядок формирования Федерального реестра инвалидов и сведения, включаемые в него. Введен термин «абилитация» - это формирование отсутствующих способностей, в отличие от реабилитации, направленной на восстановление нарушенных функций организма.

Минтрудом России проводится большая работа по реализации положений 419-ФЗ, установившего правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. При активном участии общественных организаций инвалидов организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги.

Совершенствуется научно-методическое и правовое обеспечение медико-социальной экспертизы: приказом Минтруда России от 11.10.2012 №310н утвержден Порядок организации и деятельности учреждений МСЭ, разработаны новые нормативно-правовые акты: Административный регламент (от 29.01.2014 № 59н), Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (от 17.12.2015 г. № 1024н).

Разработаны отраслевые «дорожные карты» в рамках реализации государственной программы «Доступная среда». Такой План мероприятий на период до 2020 года по совершенствованию системы медико-социальной экспертизы утвержден Минтрудом России 20 мая 2017 года.  Целями «дорожной карты» Минтруда являются повышение качества, объективности и доступности медико-социальных и экспертных услуг, приведение принципов и механизмов их осуществления в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов и других нормативно-правовых документов.

В рамках реализации данного Плана мероприятий проводится обновление нормативно-правовых документов медико-социальной экспертизы. Разработаны и внедрены новые формы акта (от 13.04.2015 N 228н в ред. от 06.04.2017) и протокола медико-социальной экспертизы гражданина (от 29.12.2015 N 1171н в ред. от 06.04.2017), а также новые формы индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (от 13.06.2017 N 486н). В 2018 году вступили в действие Приказы Минтруда о Перечне показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР (от 28.12.2017 N 888н), Классификациях ТСР (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (от 13.02.2018 N 86н), Сроках пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены (от 13.02.2018 N 85н). В соответствии с приказом Минтруда от 18.08.2016 № 436н в Пермском крае в 2017-2018 г.г. реализуется пилотный проект по формированию системы комплексной реабилитации инвалида.

Второе направление «дорожной карты» – это повышение доступности и качества предоставления услуги по медико-социальной экспертизе, которое включает в себя информационное сопровождение услуги, мероприятия по обучению специалистов учреждений МСЭ, оснащению учреждений МСЭ специальным диагностическим оборудованием, организации работы общественных комиссий при главных бюро МСЭ. Совершенствуется электронная система учета оказания государственной услуги по МСЭ и форм отчетности (ЕАВИИАС – единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система), межведомственное взаимодействие с использованием электронного портала Государственных услуг и других систем.

На сегодняшний день в Российской Федерации в целом создана законодательная база, направленная на обеспечение прав инвалидов. И она продолжает совершенствоваться, включая нормативно-правовое регулирование медико-социальной экспертизы.  Так, в Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» в текущем году трижды были внесены изменения Постановлениями Правительства РФ (от 24.01.2018 №60, от 29 марта 2018 №339 и от 21 июня 2018 №709). Они касались сроков установления инвалидности, особенностей проведения заочной медико-социальной экспертизы, дополнения перечней заболеваний и дефектов, при которых инвалидность устанавливается бессрочно при первичном освидетельствовании, заочно и другое. В новой редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (от 07.03.2018) введено понятие о независимой оценке качества условий оказания услуг федеральными учреждениями МСЭ.

Приоритетные направления деятельности ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России определены в рамках совершенствования механизма предоставления услуг в сфере государственной системы МСЭ и реабилитации инвалидов, утвержденной Минтрудом в Плане мероприятий на период до 2020 года.

Основные направления работы службы МСЭ в крае предусматривают реализацию следующих задач:

  • повышение качества экспертно-реабилитационной деятельности с учетом принципов этики и деонтологии во взаимоотношениях с пациентами и их родственниками
  • укрепление материально-технической базы учреждения для создания оптимальных условий работы персонала и обеспечения доступности государственной услуги «медико-социальная экспертиза» гражданам, нуждающимся в ее проведении
  • повышение качества работы в программе ЕАВИИАС с целью получения достоверных данных для формирования федерального реестра инвалидов
  • усиление межведомственного взаимодействия при проведении МСЭ, разработки и реализации ИПРА инвалидов и созданию условий для формирования системы комплексной реабилитации инвалидов (детей-инвалидов)
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов, усиление кадровой работы по привлечению молодых специалистов

 

 

Характеристика инвалидности населения в Пермском крае

Мавликаева Ю.А.,

Начальник организационно-методического отдела ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России

Инвалидность представляет собой социальное явление, избежать которого не может ни одна страна мира, независимо от уровня ее экономического развития. Тяжелые и стойкие нарушения здоровья могут коснуться любого человека. По данным первого официального глобального доклада Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, количество людей с ограниченными возможностями в мире растет и ныне составляет 1 млрд человек - 15% населения Земли против 10% в 1970-х годах. В России насчитывается 12,8 миллиона инвалидов, это чуть менее 9 процентов от численности населения. За рубежом эта цифра также колеблется в районе 10 процентов населения, хотя в некоторых странах инвалидность имеют 20-25%. Показатели зависят, в том числе, и от того, какие именно заболевания та или иная страна относит к инвалидизирующим.

Инвалиды первой, самой тяжелой, группы в России составляют 12,8 процента от общей численности инвалидов, это около 1,66 миллиона человек. Вторая группа инвалидности самая многочисленная - 50 процентов, или около 6,4 миллиона человек. Третья группа инвалидности – 32,8 процента или 4,2 миллиона. Численность детей-инвалидов составляет 4,4% от общего числа инвалидов, это 0,58 миллиона. Около 70 процентов граждан с инвалидностью, это россияне пенсионного возраста. По экспертным оценкам, в России порядка 190 тысяч инвалидов по слуху, примерно 320 тысяч колясочников, около 240 тысяч людей с нарушениями зрения (http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/250).

При анализе инвалидности населения в РФ чаще всего используются понятия: общая инвалидность, характеризующая контингент инвалидов, состоящих на учете в территориальных отделениях Пенсионного фонда России, независимо от времени признания их инвалидами; первичная инвалидность, при которой гражданину впервые устанавливается инвалидность в отчетном году; повторная инвалидность, которая характеризует число лиц, признанных инвалидами при переосвидетельствовании (повторном освидетельствовании) в бюро МСЭ в отчетном году. Показатели первичной и повторной инвалидности рассчитываются на 10 тысяч соответствующего населения (взрослого, трудоспособного, детского).

Инвалидность населения, наряду с заболеваемостью и смертностью, является информативным показателем состояния здоровья населения, аккумулирующим влияние социально-экономических факторов, уровень медицинского обслуживания и отражающим качество системы жизнеобеспечения. В настоящее время в регионах РФ отмечаются свои особенности состояния и динамики инвалидности, возможности ее предупреждения и реабилитации инвалидов, что определяется спецификой их медико-демографического и социально-экономического развития. В связи с этим изучение медико-социальных аспектов инвалидности населения, разработка основных направлений по ее предупреждению и совершенствованию комплексной реабилитации инвалидов в условиях конкретной территории является весьма актуальным.

Пермский край, образованный 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО). Основа экономики края — высокоразвитый промышленный комплекс. Ключевые отрасли промышленности: нефтяная, химическая и нефтехимическая, черная и цветная металлургия, машиностроение, лесопромышленный комплекс. Немаловажный объективный фактор расселения и размещения производственных мощностей – наличие природных ресурсов, в том числе полезных ископаемых. Особое значение для пространственного развития имеет система рек, главной из которых является Кама. Регион включает 47 административных образований - 41 муниципальный район и 6 городских округов.

Численность населения края на 01.01.2016 г. составила 2 634 409 человек, в том числе 570 077 детей. В возрастной структуре населения на долю лиц трудоспособного возраста приходится 54,4% (2015- 55,4%), удельный вес детей и подростков составляет 21,6% (2015 - 21,3%), а лиц пенсионного возраста – 23,9%  (2015 – 23,5%). Продолжается снижение численности лиц трудоспособного возраста, рост численности лиц старших возрастных групп и детского населения в общей численности населения. В населении края большинство составляют женщины, на их долю приходится 54%. Численное превышение женщин над мужчинами в составе населения отмечается после 18 лет и с возрастом увеличивается.

В регионе отмечается положительная динамика демографических показателей. Начиная с 2012 г. наблюдается естественный прирост населения, который в 2016 г. составил +0,4. В 2016 г. уровень рождаемости в крае составил 14,2 на 1000 населения, что превышает значения показателей предыдущих лет. Общий коэффициент смертности в крае в 2016 г. равнялся 13,8 на 1000 населения. В структуре смертности населения по причинам на первом месте традиционно находятся болезни системы кровообращения (50,1%), на втором – новообразования (14,2%), на третьем – травмы, отравления и другие внешние причины (10,7%).

Важное место в оценке здоровья принадлежит инвалидности. Инвалидность населения приводит к значительным потерям трудового потенциала и наносит значительный социально-экономический ущерб. С учетом величины валового регионального продукта экономический ущерб по всем случаям инвалидности составляет 15,2 млрд. рублей в год. В структуре общей инвалидности населения преобладают лица пенсионного возраста - 62,7 %, трудоспособного возраста составляют - 32,5 %, дети - 4,8 %.

С использованием кластерного анализа проведена классификация территорий края по уровню потерь здоровья (Мавликаева Ю.А., 2012). На основании сопоставления показателей общей заболеваемости, общей инвалидности и смертности взрослого населения рассчитаны их соотношения, характеризующие: 1) риск инвалидности на 100 больных; 2) риск смерти на 100 инвалидов. Выделены благополучные и рисковые территории, куда необходимо направлять основные усилия - управленческие, финансовые, кадровые.

Все административные образования края разделены на 3 группы. В первую группу вошли 7 из 47 территорий. К ним отнесены г.Кизел, г.Краснокамск, г.Кунгур, Куединский, Ординский, Суксунский районы и г. Кудымкар (КПАО). Здесь наблюдается высокая инвалидизация больных и низкая смертность среди инвалидов. Выявлена достоверная сильная прямая связь между инвалидностью и ресурсными показателями медицинской помощи – обеспеченностью врачами и средними медработниками. Характерен высокий уровень доступности медицинской помощи и низкие показатели ее качества. Сложившаяся здесь ситуация может быть оценена как «экстенсивная», что требует совершенствования лечебной и экспертной деятельности в учреждениях здравоохранения и медико-социальной экспертизы.

Во вторую группу включены 32 территории. Среди административных образований данной группы города - Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, районы – Березовский, Добрянский, Карагайский, Нытвенский, Очерский и другие. Это наиболее благоприятные территории, где отмечается наименьший риск инвалидизации заболевших и смертности инвалидов.

Третью группу образовали 8 территорий, которые относятся к депрессивным, наиболее проблемным по социально-экономическому развитию. В эту группу вошли г. Губаха, Горнозаводский, Усольский, Чердынский районы, а также Кудымкарский, Гайнский, Кочевский и Юрлинский районы Коми-Пермяцкого автономного округа. Здесь наблюдается высокая смертность и низкая инвалидность. Это территории риска в отношении потерь здоровья и требуют решения всего комплекса вопросов – экономических, медико-социальных, финансовых, кадровых.

Проведенный расчет потерь трудового потенциала показал, что экономический ущерб от инвалидности и смертности практически одинаков и составляет более 15 млрд. рублей в год по каждой из причин. У мужчин потери выше, чем у женщин во всех возрастных группах. Максимальные различия - в молодых возрастах. Структура причин потерь от инвалидности и смертности существенно различается. В смертности наибольший объем приходится на травмы и отравления (более 30 лет трудовой деятельности на 1000 населения), болезни системы кровообращения (16 лет трудовой деятельности), а также новообразования, болезни органов пищеварения, дыхания и инфекционные болезни. Потери от инвалидности обусловлены болезнями нервной системы (почти 18 лет трудовой деятельности на 1000 населения), системы кровообращения (16,2), последствиями травм (13,8), болезнями костно-мышечной системы (12,5), туберкулезом (10,8), психическими расстройствами (7,6). Таким образом, в потерях от инвалидности определяющую роль играют не травмы, как в смертности, а болезни нервной системы (Мавликаева Ю.А., 2012).

Анализ инвалидности населения Пермского края за 10 лет (2007-2016 гг.) по данным обращаемости в ГБ МСЭ по Пермскому краю позволил выявить следующие тенденции и закономерности.

На территории региона отмечается выраженная тенденция к снижению уровня первичной инвалидности взрослого населения (R²=0,9489). За последние десять лет показатель снизился более, чем в 2 раза, ежегодный темп убыли составил почти 10,6%. Аналогичная ситуация характерна и в целом для Российской Федерации (0,9525). При этом показатель в Пермском крае превышает среднероссийский (рис.1). Среди субъектов ПФО в 2015 г., как и в предыдущем году, Пермский край находится на 8-м месте по уровню первичной инвалидности.

 

Рис.1. Динамика первичной инвалидности взрослого населения Пермского края и РФ за 2007-2016 гг. (на 10 тыс. чел.)

 

В формирование первичной инвалидности взрослого населения региона значительный вклад вносит население старших возрастных групп. Так, частота инвалидизации лиц старше трудового возраста в 2016 г. составила 105,8 (2015 г.  - 118,8) на 10 тыс., что в 3 раза превышает таковой показатель для лиц трудоспособного возраста. При этом уровень первичной инвалидности населения пенсионного возраста в регионе выше среднероссийских значений. Динамика показателя в трудоспособном возрасте достаточно стабильна как в крае, так и в РФ в целом. С 2010 г. наблюдается снижение показателя, в 2016 г. он составил 34,5 на 10 тыс., это наименьшее значение на протяжении последних десяти лет.

Среди впервые признанных инвалидами (ВПИ) в 2016 г. на долю лиц пенсионного возраста приходится 57,4%, трудоспособного возраста – 42,5%. Женщины составляют 46,2%, а мужчины – 53,6%. Причем в трудоспособном возрасте в 2 раза больше мужчин, а в возрасте старше трудоспособного преобладают женщины (56,6%). Инвалидность чаще определяется у городских жителей, чем у сельских (74,7% и 25,3%, соответственно).

Первая группа инвалидности в 2016 г. была установлена в отношении 24,3%. Вторая группа определена у 36,6%, третья – 39,1% лиц, впервые признанных инвалидами.

Распределение по группам инвалидности у лиц трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами 2016 г. было следующим: 1 группа – 16,9%, 2 группа – 39,8%, 3 группа – 43,3%. Структура по тяжести у ВПИ пенсионного возраста свидетельствует, что 1 группа определена в отношении 29,7%, 2 группа – 34,3%, 3 группа – 36,0%.

В структуре первичной инвалидности взрослого населения в крае на первое место впервые вышли злокачественные новообразования (32,9%), на втором месте находятся болезни системы кровообращения (28,7%), на которые в сумме приходится 2/3 всех случаев инвалидизации (61,6%). На третьем месте  - психические расстройства (5,2%). Далее следуют болезни нервной системы (4,7%), заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани (4,5%).

В структуре причин инвалидизации лиц трудоспособного возраста на первом месте, как и в предыдущем году, находятся новообразования (28,5%), на долю болезней системы кровообращения приходится 21,3% (второе место). Третье место занял туберкулез (7,7%). Далее следуют болезни нервной системы (6,8%), травмы и болезни костно-мышечной системы (6,1% и 5,7%, соответственно).

        

Среди детского населения уровень первичной инвалидности в 2016 г. составил 17,0 на 10 тыс. детского населения (2015 – 16,8). Частота инвалидизации детей в Пермском крае стабильно ниже, чем в целом в Российской Федерации (рис.2).

Рис. 2. Динамика первичной инвалидности детского населения в Пермском крае и РФ за 2007-2016 гг. (на 10 тыс. детского населения)

 

Социально-демографическая характеристика детей-инвалидов показывает, что среди них мальчиков больше, чем девочек, а численность детей, проживающих в городской местности, в 2,5 раза превышает таковых жителей сельских территорий края. По возрастному составу среди впервые признанных инвалидами самой многочисленной является группа детей в возрасте от рождения до 3 лет (46,8%).

Основными причинами инвалидности детей являются 3 класса болезней: психические расстройства, врожденные аномалии, болезни нервной системы развития, на них в сумме приходится примерно ⅔ от общего числа случаев инвалидности.

Начиная с 2012 г. на первое место как в структуре первичной, так и повторной инвалидности вышли психические расстройства, удельный вес которых в 2016 г. составил почти 24%. В данной группе умственная отсталость составляет 80,6%. На втором месте находятся врожденные аномалии развития (20,0%), из них 13,9% приходится на пороки центральной нервной системы и органов чувств, 19,1% - на аномалии системы кровообращения, 22,6% - хромосомные нарушения. Третье место занимают болезни нервной системы – 15,7%, преобладающей патологией в этой группе заболеваний является детский церебральный паралич (51,60%). На четвертом месте находятся болезни эндокринной системы (13,5%), на пятом месте - новообразования (7,6%).

Таким образом, определены основные закономерности распространенности, причины инвалидности населения и масштабы потерь трудового потенциала в регионе. Полученные данные являются информационной базой и имеют практическое значение для планирования комплекса мер по снижению и предупреждению инвалидизации населения региона.

 

 

 

Календарь событий

С 3 по 12 декабря 2018 года

ФКУ "ГБ МСЭ по Пермскому краю" Минтруда России проводит  мероприятия, посвященные Международному дню инвалида.

В рамках Декады инвалидов Главное бюро МСЭ ежегодно принимает участие в мероприятиях,  проводимых в Пермском крае. Учреждением в г. Перми и по территориям региона проводятся "горячие линии" для граждан, очные консультации специалистов бюро МСЭ, а также встречи, "круглые столы", семинары для специалистов различных организаций по вопросам медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Подробный план мероприятий представлен здесь.

Публикации

Сайт Администрации Чайковского МР, 30 марта 2018

«Информация об изменении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», подробнее

«Дополнен бесплатный список технических средств реабилитации для людей с одновременным нарушением зрения и слуха», далее по ссылке

«Информация об изменении порядка направления средств материнского (семейного) капитала на нужды ребенка-инвалида»,  далее по ссылке

Пермская городская газета «Пятница», интернет-издание, 30 марта 2018

«Дополнен бесплатный список технических средств реабилитации для людей с одновременным нарушением зрения и слуха», подробнее

Пермская городская газета «Пятница», в группе «В Контакте», подробнее

Новости

8 ноября 2018 года

Из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Пермском крае на имя руководителя ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России поступила благодарность в адрес бюро-филиала №1 от гражданина, находящегося в учреждении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, за профессионализм и корректное отношение

31 октября 2018 года

Правительственная телеграмма

Поздравление со знаменательной датой – 100 – летием Службы медико-социальной экспертизы здесь.

Скачать PDF